Автор: Управление здравоохранения Павлодарской области
Статья воспитателя ГУ "Павлодарский областной специализированный Дом ребенка" Есмакаевой А.А.
21-10-2014 06:12

       31 марта 2014 года филиалом АО  «НЦПК Орлеу» по Павлодарской области был проведен Республиканский семинар на тему: «Совершенствование методик преподавания в области специального и инклюзивного образования».

          В Конвенции о правах инвалидов, подписанной в 2008 году говорится об идее продвижения инклюзивного образования в Казахстане.

Перед нашим обществом стоит острейшая проблема вовлечения наших сограждан, имеющих некоторые особенности физического развития в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества. Одним из вариантов решения этой проблемы является развитие в Казахстане инклюзивного образования, нацеленного на: • вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс; • социализация детей-инвалидов в современном обществе.

         Данная проблема, несомненно, является актуальной и требующей к себе должного внимания, поскольку количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом неумолимо растет. Государство ставит задачи ранней диагностики отклонений в развитии у детей и ранней коррекции этих отклонений за счет компенсаторных функций организма. Система образования, в свою очередь должна по возможности включить данную категорию детей в процесс обучения в массовых детских садах, школах, профлицеях и ВУЗах. Обучение в массовой школе, среди нормально развивающихся сверстников, дает возможность ребенку с особыми образовательными потребностями, чувствовать себя обычным, таким же, как его друзья, одноклассники, мальчишки и девчонки во дворе.Общество не должно лишать детей с ограниченными возможностями права получить образование, развить свои способности, талант и главное, иметь среду общения с нормальными детьми. Теперь, детей с ограниченными возможностями в развитии можно не отдавать в закрытые интернаты, а определять в обычные детские сады и школы. Это и называется инклюзивным образованием. Более 150 тысяч детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем, живут в нашей стране и нуждаются в нашей поддержке.

           Множество проблем стоит на пути детей-инвалидов к получению образования. И родители, и педагоги отлично понимают, что в целом наше образование еще не готово к приему детей с инвалидностью. Необходима модернизация среды с целью ее максимальной доступности для особого ребенка. Так, например, если у ребенка нарушения опорно-двигательного аппарата – нужно специальное техническое оснащение, подъемники, поручни. Для детей с нарушениями слуха и зрения необходимо специальное оборудование. Специальную подготовку должны иметь педагоги, которые должны знать, как оценивать успехи особых детей. В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги, хотя во многих странах мира почти все школы инклюзивные. Инклюзивная политика - это правовая политика, в рамках которой родители должны иметь право выбора школы. Исследования, проводимые в странах ближнего Зарубежья и в нашей стране, показывают, что сейчас не все родители желают отдавать своих детей в систему общего образования, так как понимают, что пока необходимые условия созданы только в системе специального образования. По-прежнему остается ряд нерешенных проблем и барьеров на пути внедрения инклюзивного образования в Казахстане: - Некорректное отношение к детям с ограниченными возможностями. У нас нет адекватного представления об этих детях. Мы просто боимся того, чего не знаем. - Отсутствие специально подготовленного педагогического состава. Пока учителя общей школы не готовы к обучению детей, имеющих отклонения в развитии. Государству необходимо поменять стандарты высшего педагогического образования, уделив особое внимание подготовке специалистов соответствующего профиля. - Плохая материально-техническая оснащенность учебных заведений. Отсутствуют специальные устройства и обучающие материалы для детей, а также методические пособия для учителей. - Барьер физического доступа. Есть большая категория детей с ограниченной мобильностью, которые по уровню развития своего интеллекта смогли бы обучаться в общеобразовательной школе и быть успешными. Но пока в школах не созданы условия для таких детей. - Жесткие требования государственного стандарта. Введение широкой варьированной системы оценивания достижения учащихся, позволит включить в общий поток детей с различными отставаниями от нормы развития в интеллекте. На начальном этапе главной задачей государства является проведение информационно-просветительской работы среди научно-педагогического сообщества и общества в целом. Создание нормативно-правовой базы, обучающих материалов, подготовка преподавательского состава, изучение отечественного и зарубежного опыта внедрения инклюзивного образования позволит Казахстану постепенно выстроить грамотную систему обучения.

Специалисты выступают за планомерное развитие системы инклюзивного образования. При этом они отмечают невозможность полного закрытия специальных школ и перевода всех детей с ограниченными способностями в общеобразовательную школу. У некоторых людей система инклюзивного образования вызывает опасение из-за возможного снижения качества обучения обычных детей. Однако специалисты успокаивают и поясняют, что инклюзия

призвана предоставлять высокое качество обучения, удовлетворяя всех участников образовательного процесса .

Опыт развитых стран показывает, что полноценные инклюзивные группы и классы могут и должны быть организованы, главное – создать оптимальные условия их существования, а также замотивировать взрослых людей, которые призваны обеспечить успешное осуществление этой гуманистической идеи.

 Согласно Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы- планируется к 2020 году увеличить до 70% долю школ, создавших условия для инклюзивного образования.

          На семинаре были обсуждены организационные и практические вопросы связанные с научно-методическим обеспечением специального и инклюзивного образования в Казахстане. Были рассмотрены возможности реализации инклюзивного образования в педагогической практике. Панорама идей и опыта педагогов была представлена в формате мастер-классов.На дошкольной ступени образования были проведены мастер-классы-

«Социальная адаптация ребенка в дошкольном учреждении как условие обеспечения качественного доступа к образованию».

«Возможности технологии Степ бай степ в развитии личности ребенка».

«Развитие сенсомоторных навыков с помощью педагогики М. Монтессори ».